Аннотация к рабочей программе педагога дополнительного образования "Спортивная гимнастика"
Дошкольный возраст является периодом в жизни ребёнка, когда идёт интенсивное формирование осанки, которая в данном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием как негативных, так и позитивных факторов. Правильная осанка создаёт наилучшие условия для правильного положения и нормальной деятельности всех внутренних органов. При нарушениях осанки в первую очередь страдают нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, соответственно повышается утомляемость, что влечёт за собой понижение работоспособности и эмоционального состояния. Поэтому профилактика нарушения осанки является одной из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста, решение которой способствует повышению качества жизни и обеспечивает быструю адаптацию и готовность детей к обучению в школе.
Понятие осанки начинает применяться к детям с пяти лет и определяется как привычное положение вертикально расположенного тела человека. Осанка зависит от состояния опорно-двигательного аппарата – костного скелета, суставов, связок и мышц.
Одним из эффективных, современных средств физического воспитания, способствующим предупреждению нарушения осанки является фитбол-гимнастика.
Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.
Преимущества тренировки с фитболом
Упражнения на мячах уникальны по своему воздействию на организм и в отличие от других видов оздоровительной гимнастики имеют отличительные особенности, к которым относятся:
• Необходимость постоянно удерживать равновесие при выполнении упражнений на мяче, способствующая включению в работу более глубоких мышечных групп;
• Щадящая нагрузка на позвоночник, суставы ног, сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, создаёт возможность занятий для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.
• Вибрационное воздействие на организм занимающегося активно стимулирует работу всех органов и систем человек
• При выполнении упражнений на мячах в работу включаются одновременно такие анализаторы как, двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный, что позволяет решать различные задачи в комплексе.
При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Выполнение упражнений на мяче в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддерживание равновесия способствует координированной работе многочисленных мышечных групп и способствует формированию мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса. Круглая форма мяча помогает выполнять упражнения с большей амплитудой, благодаря чему происходит растяжение мышц и связок. Это способствует развитию гибкости, которая является абсолютным диапазоном движения в суставе или ряде суставов, достижимом в мгновенном усилии.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что фитбол-гимнастика оказывает благотворное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата, от состояния которого зависит осанка ребёнка.
Оздоровительный эффект от занятий фитбол-гимнастикой также подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
Дополнительная общеразвивающая программа тренировочно-развивающего типа физкультурно-спортивной направленности ««Фитбол-гимнастика в ДОУ» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МАДОУ:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, занимающихся образовательной деятельностью по физической культуре, и предполагает 2 год обучения.
Основанием для приёма в группу являются желание ребёнка и письменное согласие родителей в форме заявления.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: укрепление здоровья воспитанников, формирование культуры здорового образа жизни, предупреждение нарушения осанки посредством фитбол-гимнастики.
Задачи:
1. Обучать навыку правильной осанки и систематически закреплять этот навык.
2. Укреплять мышечный корсет:
• мышцы рук и плечевого пояса,
• мышцы брюшного пресса,
• мышцы спины и тазового дна,
• мышцы ног и свода стопы.
3. Способствовать развитию координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах.
4. Формировать общие представления о правильной осанке и упражнениях способствующих формированию правильной осанки, о физическом воздействии выполняемого упражнения на соответствующую группу мышц