Аннотация к рабочей программе педагога дополнительного образования "LEGO-конструирование"
Актуальность программы
Использование конструктора Lego является отличным средством для развития дошкольников. Занятия построены таким образом, что игра объединяется с экспериментированием и объяснением педагогом элементов механики и физики. На занятии предоставляется возможность провести опыт или испытание и прийти к основным понятиям и законам естественных наук, еще не изученных ранее, что вызывает положительную мотивацию к изучению их в будущем.
Данная программа является подготовительным этапом для непрерывного технического образования. Знания, полученные в процессе легоконструирования, создают предпосылки для возникновения интереса к современным перспективным инженерным направлениям. Программа направлена на формирование основ конструкторского мышления и мотивации к техническому творчеству у детей, что отвечает потребности Свердловской области в формировании устойчивого интереса детей к получению технического образования и освоению инженерных специальностей.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие познавательной, исследовательской, творческой и коммуникативной активности детей, а также формирование у них конструктивных умений и проектно-творческого мышления.
Цель достигается путем решения комплекса образовательных задач:
- познакомить детей с основными принципами механики;
- научить создавать модели;
- развить творческое и пространственное мышление при создании моделей;
- развить интерес к моделированию;
- развить словарный запас и навыки работы в команде;
- развить креативное мышление;
- развить интерес к проектной деятельности.
Задачи первого года обучения:
- познакомить с деталями конструктора лего и их назначением;
- научить использованию различных видов передач;
- познакомить с терминами: трение, сила, скорость, угол, равновесие, возобновляемая энергия, сила тяги, скольжение, коэффициент полезного действия и др.;
- научить строить трехмерные модели по двухмерным чертежам.
Задачи второго года обучения:
- познакомить с различными видами механизмов, их назначением и применением;
- познакомить с профессиями, связанными с конструированием и программированием;
- научить создавать модели и передавать особенности объекта реального мира и его пропорций средствами конструктора ЛЕГО.
Организационно-педагогические условия
Программа разработана для детей дошкольного возраста 5 - 7лет. Старший дошкольный возраст отличается от других рядом особенностей. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.
Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста является игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском творческом объединении.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополни¬тельной программы. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Принцип формирования групп – возрастной. Первый год обучения – дети пяти-шести лет, второй год обучения – дети шести-семи лет; Количество детей в группе – максимально 15 человек в соответствии с требованиями по охране жизни и здоровья детей;
Сроки реализации дополнительной образовательной про¬граммы. Срок реализации программы: 2 года, каждый год обучения – 64 часа.
Формы и режим занятий. Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая. Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствием с СанПин длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста: 20– 25 мин.