Аннотация к рабочей программе младшей группы
Рабочая программа (далее Программа) разработана рабочей группой педагогов МАДОУ детский сад №192. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования. Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
-
Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
-
Санитарные
правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 января 2021 года
№2).
-
Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
-
«Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373.
-
Устав
МАДОУ детский сад № 192.
Программа,
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п.
1.6. ФГОС ДО, п. 14.2 ФОП ДО):
1)
обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2)
охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3)
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права
и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4)
обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5)
создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6)
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
7)
формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных,
нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной
деятельности;
8)
формирование социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9)
обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования;
11) достижение
детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательная программа реализует принципы подходы, в
соответствии с п. 1.4 ФГОС ДО, п. 14.3
ФОП ДО):
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов
детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей
(законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников (далее вместе – взрослые);
4)
признание ребёнка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
8)
формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа:
‒
сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО,
предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования;
‒
определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования;
‒
обеспечивает развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей;
‒
сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения
Программы).