Дополнительная общеобразовательная программа Танцевальная студия 2023-2024 уч.г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖДЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-7 ЛЕТ)
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:
Закомлистова В.А., педагог
дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2023

Содержание
1. Пояснительная записка ...........................................................................
1.1. Актуальность программы ................................................................
1.2. Цель и задачи программы ...............................................................
1.3. Организационно-педагогические условия......................................
1.4. Планируемые результаты ...............................................................
1.5. Оценка планируемых результатов……………………………….
2. Календарный учебный график ...............................................................
3. Учебный план ....................................................................................
3.1. Учебно-тематический план первый год обучения............................
3.2. Учебно-тематический второй год обучения....................................
4. Содержание программы .........................................................................
4.1. Первый год обучения ......................................................................
4.2. Второй год обучения .......................................................................
5. Методическое обеспечение ...................................................................
5.1. Методические рекомендации по реализации программы …..…
5.2. Материально-техническое обеспечение .......................................
Список литературы ……………… .............................................................

2

3
3
4
5
7
8
13
15
15
17
19
19
32
46
46
48
49

Пояснительная записка
Данная

дополнительная

образовательная

программа

имеет

художественную направленность.
1.1.

Актуальность программы

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и
интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно
влияя на ребенка, формируют

его эмоциональную сферу, координацию,

музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и
красивыми.

На

занятиях

хореографией

дети

развивают

слуховую,

зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник
познает

многообразие

современного

и

др.

танца:

классического,

Хореография

воспитывает

народного,

бального,

коммуникабельность,

трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру
общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие
способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество
может успешно развиваться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не
имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения
является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и
возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное
искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего
арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 4-7 лет.
3

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями
является: - активное использование игровой деятельности для организации
творческого

процесса

–

значительная

часть

практических

занятий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых
импровизационных

и
1.2.

игровых

форм.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
воспитанников посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:


Обучить детей танцевальным движениям.



Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение,

характер, передавать их танцевальными движениями.


Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.



Формировать умение ориентироваться в пространстве.



Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:


Развить у детей активность и самостоятельность,

коммуникативные способности.


Формировать общую культуру личности ребенка, способность

ориентироваться в современном обществе.


Формировать нравственно-эстетические отношения между

детьми и взрослыми.


Создание атмосферы радости детского творчества в

сотрудничестве.
4



Развивающие:



Развивать творческие способности детей.



Развить музыкальный слух и чувство ритма.



Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:


укрепление здоровья детей.
1.3.

Организационно-педагогические условия

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от
4 до 7 лет. Принцип формирования групп – возрастной. Первый год обучения
– дети четырех-шести лет, второй год обучения дети шести-семи лет;
Количество детей в группе – максимально

15 человек в соответствии с

требованиями по охране жизни и здоровья детей;
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Срок реализации программы: 3 года: каждый год обучения – 64 часа.
Формы и режим занятий
Формы

организации

работы

групповая,

индивидуально-групповая.

Режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствии с
СанПин длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста: 25
– 30 мин., среднего дошкольного возраста: 20 мин.
Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Учебный
материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
- Элементы народного танца.
- Элементы детского бального танца
- Элементы историко-бытового танца.
- Элементы эстрадного танца.
5

Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на
приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем,
но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки.
Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев,
объединенных в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и
танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой
метод проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение
месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая
неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению
пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья,
четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой
метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в
изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные
разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы
зависит от общей суммы знаний и навыков.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на
развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие
групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие
упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры,
упражнения на импровизацию.
Занятие состоит из трех частей:
1.

Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5

минут)
2.

Основная - она делится на тренировочную (изучение нового

материала,

повторение,

(разучивание

закрепление

танцевальных

движений,

пройденного)
комбинаций,

и

танцевальную

композиций).(15-

20минут)
3.

Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и

корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)
6

Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на
первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в
последующем году.
На первом году обучения особое внимание уделяется постановке
корпуса, рук, ног, головы. В течение всего второго года дети занимаются
ритмикой,

детскими

бальными,

историко–бытовыми,

доступными

народными танцами и изучают элементы классического танца. В течение
всего второго года используется материал первого года, он принимается за
основу, дополняя его новыми знаниями. Весь материал подобран исходя из
возрастных особенностей детей.
1.4.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной
постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь
пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык
легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его
танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.
На втором году обучения дети должны закрепить знания и навыки,
полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных
элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки,
сохраняя осанку, выворотность ног, уметь правильно открыть и закрыть руку
на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.
Участники кружка за два года обучения должны приобрести не только
танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном
коллективе, добиваясь высоких результатов.
Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой
цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком
планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат
отслеживается в участии в мероприятиях детского сада,
фестивалях, конкурсах.
7

в концертах,

1.5.

Оценка планируемых результатов

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие
программные задачи:
- Чувство музыкального ритма.
способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки,
основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения
движений музыке.
- Эмоциональная отзывчивость.
выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах
разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество.
Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные
движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные оригинальные «па».
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога)
1,8 – 2, 5 средний уровень .
2,6 – 3 высокий уровень.
Первый год обучения.
Чувство музыкального ритма.
Начало года
1.
Хлопки под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
хлопки под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку с
небольшими неточностями.
1 балл – Хлопает под музыку с помощью
педагога.
0 баллов – не может хлопать под музыку.

Конец года
1.
Выделить хлопками сильные доли в
музыке.
3 балла – самостоятельно выделяет
сильные доли в музыке.
2 балла – выделяет сильные доли в музыке
с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные доли в музыке с
помощью педагога.
8

0 баллов – не может выделить сильные
доли в музыке.
2.
Прохлопать ритмический рисунок
под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет хлопки
под музыку.
2 балла – выполняет хлопки под музыку с
небольшими неточностями.
1 балл – Хлопает под музыку с помощью
педагога.
0 баллов – не может хлопать под музыку.

2.

Смена движений со сменой частей
музыки.
3 балла – самостоятельно меняет
движение со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой
частей музыки с небольшими
неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой
частей музыки при помощи педагога.
0 баллов – не слышит части музыки.

3.

При помощи движений выделить
смену частей музыки.
3 балла – самостоятельно меняет движение
со сменой частей музыки.
2 балла – меняет движение со сменой частей
музыки с небольшими неточностями.
1 балл – меняет движение со сменой частей
музыки при помощи педагога.
0 баллов – не слышит части музыки.
Эмоциональная отзывчивость.
Начало года
Конец года
1.
Упражнение «О чем рассказывает
1.
Упражнение «Листок».
музыка».
3 балла – выразительно передает заданный
3 балла – выразительно передает заданные
образ.
образы.
2 балла – не очень выразительно передает
2 балла – не очень выразительно передает
заданный образ.
заданные образы.
1 балл – передает заданный образ при
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
помощи педагога.
0 баллов – не может передать заданный
0 баллов – не может передать заданные
образ.
образы.
2.
Упражнение «Птичий двор».
3.
Упражнение «В гостях у сказки».
3 балла – выразительно передает заданный
3 балла – выразительно передает заданные
образ.
образы.
2 балла – не очень выразительно передает
2 балла – не очень выразительно передает
заданный образ.
заданные образы.
1 балл – передает заданный образ при
1 балл – передает заданный образ при
помощи педагога.
помощи педагога.
0 баллов – не может передать
0 баллов – не может передать заданные
заданный образ.
образы.
Танцевальное творчество.
Начало года.
Конец года.
1.Повторить за педагогом танцевальные
1.
Исполнить танцевальную
движения.
комбинацию.
3 балла – правильно и «музыкально»
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальные движения.
исполняет танцевальную комбинацию.
9

2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальные движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет танцевальные
движения, допуская значительные
неточности.
0 баллов – не может выполнить
танцевальные движения.

2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную комбинацию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную
комбинацию при помощи педагога.
0 баллов – не может выполнить
танцевальную комбинацию.
2.

Выбрать движения согласно
музыкальному материалу.
3 балла – правильно выбирает движения.
2 балла – выбирает движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при помощи
педагога.
0 баллов – не может выбрать движения.
3.
Придумать танцевальную
комбинацию на заданную музыку.
3 балла – легко придумывает комбинацию,
не путает стили музыки.
2 балла – придумывает комбинацию, но
иногда требуется подсказка педагога.
1 балл – затрудняется в придумывании
танцевальной комбинации.
0 баллов – не может придумать
комбинацию.

Второй год обучения.
Чувство музыкального ритма.
Начало года
1.
Прохлопать и протопать
ритмический рисунок под музыку.
3 балла – самостоятельно выполняет
ритмический рисунок под музыку.
2 балла – выполняет ритмический рисунок
под музыку с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет ритмический рисунок
под музыку с помощью педагога.
0 баллов – не может выполнить
ритмический рисунок под музыку.

Конец года
1.
Упражнение «Круг друзей»
3 балла – самостоятельно выделяет сильные
и слабые доли в музыке, может
безошибочно начать движение на
указанную долю музыкального такта.
2 балла – выделяет сильные и слабые доли в
музыке с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные и слабые доли в
музыке с помощью педагога.
0
баллов – не может выделить сильные
и слабые доли в музыке.
2.
Выделить хлопками сильные доли в
2.
Прохлопать ритмический рисунок
музыке.
под музыку.
3 балла – самостоятельно выделяет сильные 3 балла – самостоятельно выполняет
доли в музыке.
ритмический рисунок под музыку.
2 балла – выделяет сильные доли в музыке
2 балла – выполняет ритмический рисунок
с небольшими неточностями.
под музыку с небольшими неточностями.
1 балл – выделяет сильные доли в музыке с 1 балл – выполняет ритмический рисунок
помощью педагога.
под музыку с помощью педагога.
0
баллов – не может выделить сильные
0 баллов – не может выполнить
10

доли в музыке.

ритмический рисунок под
музыку.
3.
Упражнение «Угадай».
3 балла – самостоятельно различает
музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4.
2 балла – различает музыкальные размеры –
2/4, 4/4, 3/4
с небольшими неточностями.
1 балл – различает музыкальные размеры –
2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога.
0 баллов – не различает музыкальные
размеры.

3.Выделить фразы и части музыкального
материала.
3 балла – самостоятельно выделяет
фразы и части музыки.
2 балла - выделяет фразы и части музыки с
небольшими неточностями.
1 балл – выделяет фразы и части музыки с
помощью педагога.
0
баллов – не может выделить фразы и
части музыки.

Эмоциональная отзывчивость.
Начало года.
1.
Упражнение «Грустно - весело»
3 балла – самостоятельно, выразительно
передает заданные образы, характер
музыки.
2 балла – не очень выразительно передает
заданные образы, характер музыки.
1 балл - передает заданные образы, характер
музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать заданный
образ, характер музыки.
2.
Упражнение «На витрине
магазина».
3 балла – самостоятельно, выразительно
передает заданные образы, характер
музыки.
2 балла – не очень выразительно передает
заданные образы, характер музыки.
1 балл - передает заданные образы, характер
музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать заданный
образ, характер музыки.

Конец года.
1.
Упражнение «Подснежник».
3 балла – самостоятельно, выразительно
передает заданные образы, характер
музыки.
2 балла – не очень выразительно передает
заданные образы, характер музыки.
1 балл - передает заданные образы,
характер музыки.
При помощи педагога.
0 баллов – не может передать заданный
образ, характер музыки.
2.Упражнение «О чем рассказывает
музыка».
3 балла – самостоятельно, выразительно
передает заданные образы,
передает
характер музыки при помощи движений и
эмоций.
2 балла – не очень выразительно передает
заданные образы, передает характер
музыки при помощи движений и эмоций.
1 балл - передает заданные образы,
характер музыки при помощи педагога.
0 баллов – не может передать
заданный образ, характер
музыки.

Танцевальное творчество.
Начало года.
Повторить за педагогом
танцевальную комбинацию.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальную комбинацию.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную комбинацию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную

Конец года.
1.Исполнить танцевальную композицию.
3 балла – правильно и «музыкально»
исполняет танцевальную композицию.
2 балла – «музыкально» исполняет
танцевальную композицию, допуская
небольшие неточности.
1 балл – исполняет, танцевальную
композицию при помощи педагога

1.

11

комбинацию при помощи педагога
0
баллов – не может выполнить
танцевальную комбинацию.
2.
В зависимости от характера и вида
музыкального материала выбрать
танцевальные движения.
3 балла – правильно выбирает движения.
2 балла – выбирает движения, допуская
небольшие неточности.
1 балл – выбирает движения при помощи
педагога.
0 баллов – не может выбрать движения.

0 баллов – не может выполнить
танцевальную композицию.
2.Импровизация под музыку.
3 балла – легко и свободно импровизирует
под музыку.
2 балла – не уверенно импровизирует под
музыку.
1 балл – с трудом импровизирует под
музыку.
0 баллов – не может импровизировать.

2. Календарный учебный график
Календарный учебный график – является локальным нормативным
документом,

регламентирующим

общие

требования

к

организации

образовательного процесса в учебном году в МАДОУ детский сад №192
города Екатеринбурга, разработанным в соответствии:
 ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.;
 Федеральный

государственный

дошкольного образования. Утверждён

образовательный

стандарт

приказом МИНОБРНАУКИ

России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования», а также нормативными документами:
 Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены
постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской от 28 января 2021 года №2).
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской
сентября 2020 года №28).
12

от 28

 Устав МАДОУ детский сад №192.
Содержание

Возрастная группа
Средняя группа
(4-5 лет)

Количество возрастных групп в
каждой параллели
Сроки начала образовательной
деятельности
Выходные и праздничные дни
Сроки окончания образовательной
деятельности
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной
недели
Продолжительность занятий
Количество занятий
в неделю
Продолжительность перерыва
между периодами занятий

Старшая группа
(5-6 лет)

Подготовительная к
школе группа
(6 -7 лет)

3

3
2
15 сентября
15 сентября
15 сентября
2023 года
2023 года
2023 года
В соответствии с законодательством
31 мая
31 мая
31 мая
2024 года
2024 года
2024 года
35 недель
33 недель
35 недель
5 дней

5 дней

5 дней

20 минут

25 минут

25 минут

2

2

2

10 минут

10 минут

10 минут

3. Учебный план

п/п

Наименование ПОУ

1. «Танцевальная студия»

Средний дошкольный
возраст
с 4 до 5 лет
нед

мес

2

8

13

Старший дошкольный
возраст
с 5 до 7 лет

количество занятий
год
нед
мес
64

2

8

год
64

3.1.

Учебно-тематический план
Первый год обучения

№
1

Название
раздела
Вводное
занятие

Тема занятий
«Давайте познакомимся»
«Здравствуй сказка»
- постановка корпуса, позиции рук и ног.
- танцевальный шаг с носка.
- перестроения

2

Музыкально
ритмические
движения
-

«В коробке с карандашами»
- шаг с высоким подниманием колена.
- прыжки VI - II позиции ног
- упражнение «Лыжники»
- движение «Баю-бай»
- подскоки
«На птичьем дворе»
- ритмические хлопки в ладоши
- приставной шаг
- приставной шаг с пружинкой
- выпад, выпад с соскоком
«Зимняя сказка»
- парные движени: пружинка, кружение,
приставной шаг и др.
- работа над пластикой и культурой
движений, их выразительность

3

«Во саду ли в огороде»
- тройной шаг
- шаги с притопом
Элементы
- приставной шаг с притопом
русского танца -тройной притоп
-тройной притоп с поворотом
- «Ковырялочка» с притопом
- полуприседания с наклоном корпуса

4

«Приглашение к танцу»
- поклон с приставным шагом (для
Детский
мальчиков), поклон с шагом (для девочек)
бальный танец,
- перескоки с вытянутой ногой
ритмика.
- боковой галоп
- боковой галоп с поворотом
14

Количество
часов
1
2
2
3
2
1
1
1
3
1
2
2
3
4
4
2
2
1
1
2
2
2
10
1
2
2
2

5

Элементы
эстрадного
танца

- танцевальный бег
- полуприседания с поворотом корпуса
«Я хочу танцевать»
- перестроение «шторка»
- выставление ноги на пятку с
полуприседанием
- танцевальное движение «крылышки»
- танцевальное движение «проход в
воротики»
«Давайте построим большой хоровод»
- хороводный шаг
- движение «до-за-до»
- полуприседания с поворотом корпуса
- кружение в парах
- полуприседания с поворотом корпуса.
итого

15

2
2
3
1
2
2
1
1
1
2
1
64

3.2. Второй год обучения

№

Название раздела

1

Вводное занятие

2

3

4

5

Тема занятий
«Встанем, дети, в круг»

«Осенняя прогулка»
- шаг с носка, легкий бег
- перестроения – круг, диагональ,
змейка)
- хлопки, притопы в паре,
кружения в паре
- шаг с ударом, галоп, подскоки
- кружение «лодочкой»
Музыкально«В гостях у Белоснежки»
ритмические
- Бег на месте с высоким
движения
подниманием колен
- поднимание на полупальцы с
опусканием в плие,
танцевальное
движение
«пирамидка».
- прыжки - по VI позиции ног,
галоп в стороны
- подскоки на месте
«Лесные приключения»
- поклон поясной, праздничный;
- простой дробный шаг,
Элементы русского
- беговой шаг,
танца
- шаг польки
- скользящие одинарные хлопки
- переменный шаг
«Путешествие в сказку»
Пружинящее движение,
пружинящее движение на шагах
Детские бальные
- основной ход танца «самба»
танцы
- движение «Виск»
- движение «самба-ход вперед»
- «соло-поворот», положение в
паре.
Элементы народного
«Из бабушкиного сундучка»
16

Количество
часов
1
2
2
1
1
1
1
3
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
2
2
1
1

танца

6

7

- переменный шаг с носка на
пятку
- пружинящий шаг
- топающий шаг
- перестроения – круг, две
колонны, две змейки, «прочес»,
полукруг, четыре колонны.
- боковой ход припадание
- «ковырялочка», «моталочка»
- удары по подошве сапога
- дробная дорожка
«Мы собираемся на бал»
- шаг польки
- галоп
- поскоки
- положения в парах
перестроения
в
парах,
кружения
- галоп, подскоки
- вальсовая дорожка балансе,
Детский бальный
правый поворот
танец, элементы
историко-бытового
«Навстречу к солнцу»
танца.
- переходы в парах
- переменный шаг с носка на
пятку
- пружинящий шаг
- галоп, подскоки
- шаг польки
- перестроения - круг, квадрат,
диагонали, два круга, «прочес»,
змейка, шахматный порядок
«Веселая карусель»
- дорожка в «три ножки»
Элементы эстрадного - движение «трилистник»
танца
- движение «гармошка».
- выпад, выпад с соскоком.
итого

17

1
1
1
3
2
2
1
1
12
1
1
1
1
1
1
4
4
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
64

4. Содержание программы
4.1.
Раздел
Вводное
занятие

Музыкально
ритмические
движения

Тема занятий

Первый год обучения

Методы и
приемы
«Давайте
Знакомство с детьми. Что такое танец.
- Формировать интерес к - беседа
познакомимся»
занятиям.
Приветствие. Основные правила поведения в Формировать
общую - объяснение.
танцевальном зале, правила техники безопасности. культуру личности ребенка;
- показ.
Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I - формировать правильную
свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка.
осанку и положение головы,
положение рук на талии,
позиции ног.
Обучить
детей
танцевальному шагу с носка.

«Здравствуй
сказка»

Программное содержание

Задачи

Танец «Топ по паркету»
- формировать интерес к
(шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух занятиям.
ногах)
- Развитие воображения,
Игра «Давайте потанцуем»
фантазии.
Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из - формировать правильное
большого в маленький круг и обратно, колонна, круг.) исполнение
танцевального
шага.
Формировать умение
Разминка «Сказочные герои» (голова – повороты ориентироваться
в
вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; пространстве.
плечи, руки – поочередное поднимание плеч вверх; - научить перестраиваться из
движения кистями рук вверх вниз, сгибание – одного рисунка в другой
разгибание в локтевых суставах, вытягивание вверх– - разогреть мышцы.
опускание вниз рук; корпус – повороты, наклоны в - Развивать первоначальные
стороны, вперед, ноги – поочередное поднимание навыки
координации
пятки, приседания, приставные шаги в стороны, движений.
18

- показ,
инструкция.
- импровизация.
- инструкция.

- пояснение,
повтор за
педагогом.

вперед - назад, поднимание колен вперед, в стороны, научить
прыжки на двух ногах, ноги вместе – врозь)
заданный образ.

передавать

 Хлопки в ладоши – простые и ритмические.
- Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа
и слева на уровне головы.
- «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный
размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта,
- Обучить детей
на один такт, два приседания на один такт.
танцевальным движениям.
- «шаг, приставить, шаг, каблук».
- подъем на полу пальцы.
- повороты вправо, влево.
Танцевальная композиция «Коротышки»
Игра «Сказочный лес»

совершенствовать
исполнение
выученных
движений.
- познакомить детей с
Игра «У медведя»
темпами музыки (медленный,
умеренный, быстрый)
- познакомить детей с
Игра «Путешественники»
динамическими
оттенками
музыки (форте, пиано).
- познакомить детей со
штрихами музыки (стаккато,
легато)
отражение
их
движениями:
хлопками,
Партерная гимнастика («Буратино», «Солнышко», шагами, бегом, плавными и
резкими движениями головы.
«Бабочка», «Складочка»)
- повысить гибкость суставов,
улучшить
эластичность

19

- объяснение,
показ, повтор за
педагогом,
самостоятельное
исполнение.

- объяснение,
показ.
- объяснение.

- объяснение.
- объяснение.

«В коробке с
карандашами»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с
высоким подниманием колен, приставные шаги в
стороны, вперед, назад. Перестроения - круг, из
большого в маленький круг и обратно, в колонны по
2, 4)

Разминка «Я рисую солнце» (голова - прямо, вверхвниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты
вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить
ушко» с задержкой в каждой стороне, с ритмическим
рисунком.) Руки - поднять вперед на уровень грудной
клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и
опустить вниз в исходное положение. В каждом
положении кисти круговые движения с раскрытыми
пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание
кистей. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница
» - круговые движения прямыми руками вперед и
назад, двумя – поочередно и по одной
Плечи - оба плеча поднять вверх и опустить,
изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу»- наклоны
корпуса вперед и в стороны с поворотом головы
вправо и влево по VI, по II позиции ног. Повороты
корпуса вправо, влево. Ноги - подъем на полу пальцы
с
полуприседанием,
«пружинка»,
высокое
поднимание колен вперед, в стороны. Прыжки – по
VI позиции ног, VI – II позиции ног, Упражнение
«Лыжник».)

20

мышц и связок, нарастить - показ,
силу мышц.
объяснение.
- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке
при исполнении движений.
- Обучить детей
танцевальным движениям.

- пояснение,
повтор за
педагогом.

Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы. - Развить чувство ритма.
«Пружинка» с наклонами головы. Движение «Баю - - Обучить детей
бай». Подскоки, приставные шаги с приседанием. танцевальным движениям.
- Учить правильной осанке
при исполнении движений.
Танцевальная
карандашами»

композиция

«В

Игра «Скорый поезд»

Игра «Музыкальные ворота»

Игра «Путник»

коробке

- показ,
объяснение,
повтор за
педагогом,
самостоятельное
исполнение.
с - Развивать координацию - показ,
движений.
объяснение.
Обучить
детей
танцевальным движениям.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Развить умение детей пере- - объяснение.
страивать с одного темпа
музыки на другой.
- Учить строить рисунки
танца.
продолжать
знакомить - объяснение.
детей
с
динамическими
оттенками музыки (форте,
пиано).
Формировать
умение - объяснение.
слушать музыку, понимать ее
настроение,
характер,
передавать их танцевальными
движениями.
формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве

21

«На птичьем
дворе»

Партерная гимнастика («Карандаши», «бабочка», - повысить гибкость суставов, - объяснение
«Солнышко», «Буратино», «Складочка»)
улучшить
эластичность
мышц и связок, нарастить
силу мышц.
формировать
умение
вытягивать, сокращать стопу.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с - формировать правильное - инструкция.
высоким подниманием колен, приставные шаги с исполнение
танцевальных
приседанием. Перестроения – круг, диагональ, шагов.
змейка)
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение
плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук
по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад.
Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад.
Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание
колен, вытягивание прямых ног вперед в пол.
Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной
ноги на другую.)

- Разогреть мышцы.
- пояснение,
- Учить правильной осанке
повтор за
при исполнении движений.
педагогом.
научить
передавать
заданный образ.

Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на
поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки,
притопы в паре, кружения в паре. Выпад, выпад с
соскоком.

- Развить чувство ритма.
- Обучить детей
танцевальным движениям.
- Учить правильной осанке
при исполнении движений.

22

- показ,
объяснение,
повтор за
педагогом,
самостоятельное
исполнение.

Танцевальная композиция «Танец утят»

- Развивать координацию -показ,
движений.
объяснение.
Обучить
детей
танцевальным движениям.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.

Игра «Цыплята и ворона»

Формировать
умение
слушать музыку, понимать ее
настроение,
характер,
передавать заданный образ
движениями.
- Развить музыкальный слух
и чувства ритма.
- научить импровизировать.

Танец-игра «Ку-чи-чи»

«Зимняя
сказка»

-объяснение.

- объяснение,
повтор за
педагогом,
самостоятельное
исполнение.

Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», - укрепить мышцы спины,
«Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»)
живота.
-Пояснение.
- формировать правильную
- показ.
осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить
эластичность
мышц и связок, нарастить
силу мышц.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг с - формировать правильное - инструкция.
высоким подниманием колен, приставные шаги с исполнение
танцевальных
приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, шагов.
две колонны, два круга, «шторки», круг, колонна, Формировать умение
полукруг.)
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из

23

одного рисунка в другой.
Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение
плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук
по очереди и вместе, движение рук вперед, назад,
движения имитирующие игру в снежки, «греем
руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны,
повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы,
поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в
пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух
ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.
Бег на месте с высоким подниманием колен.)
Шаг с ударом, кружение
подскоки. Хлопки, притопы.

«лодочкой»,

- Разогреть мышцы.
- пояснение,
- Учить правильной осанке
повтор за
при исполнении движений.
педагогом.
научить
передавать
заданный образ.

галоп, - Развить чувство ритма.
- Обучить детей
танцевальным движениям.
- Учить правильной осанке
при исполнении движений.

- объяснение,
показ.

Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы»

- Развивать координацию - объяснение,
движений.
показ.
Обучить
детей
танцевальным движениям.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Развить чувство ритма.

Игра «Круг дружбы»

- развить музыкальный слух, - объяснение.
умение начинать движение с

24

нужного такта.
- Развить музыкальный слух, - объяснение.
выделять
начало
музыкальной фразы.

Игра «Домик»

Элементы
русского
танца

«Во саду ли в
огороде»

Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», - укрепить мышцы спины,
- объяснение,
«Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»)
живота.
показ.
- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить
эластичность
мышц и связок, нарастить
силу мышц.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с - формировать правильное - инструкция.
ударом, галоп, подскоки, перескоки. Перемещения – исполнение
танцевальных
круг, колонна, два круга, «шторки», круг, звездочка, шагов.
сужение и расширение круга, круг в круге.)
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Ах, вы, сени» (голова – повороты в
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение
плечами вперед, назад; поднимание и опускание рук
по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад,
Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад.
Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание
колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады
в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной,
перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с
высоким подниманием колен.)

25

- Разогреть мышцы.
- Пояснение,
- Учить правильной осанке
повтор за
при исполнении движений.
педагогом.
научить
передавать
заданный образ.

Положение рук на поясе, открывание рук во 2
позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук
вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса.
Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу
присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения.
«Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы –
простой с носка, «елочка», шаркающий шаг.
Исполнение движений с одновременной работой рук.

- познакомить детей с - объяснение,
особенностями
русского показ.
танца.
- Обучить детей
танцевальным движениям.
- Учить правильной осанке
при исполнении движений.

Танцевальная композиция «Порушка - пораня»
Обучить
детей
танцевальным движениям.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
-научить
передавать в
движениях
начало
и
окончание
музыкальных
фраз.
научить
строить
и
передвигаться по рисункам
танца.
развить
фантазию
и
воображение.
- развить координацию.

Игра «Заплетися мой плетень»

Игра «Танец ткачей»
Игра «Веселый оркестр»

- объяснение,
показ.

-объяснение.

- объяснение.
- объяснение.

Партерная гимнастика (упражнения на растяжку ног, - укрепить мышцы спины,
-объяснение,
укрепление мышц спины, улучшения выворотности живота.
показ.
ног)
- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить
эластичность

26

Детский
бальный
танец,
ритмика.

«Приглашение
к танцу»

мышц и связок, нарастить
силу мышц.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, - формировать правильное - инструкция.
приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с исполнение
танцевальных
высоким подниманием колен. Перестроения – круг, шагов.
змейка, квадрат, колонна, полукруг, две колонны.)
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова –
ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи,
руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по
одному, круговые движения, сгибание, разгибание
пальцев рук, движение кистями рук, сгибание –
разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи,
вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны
вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения
стопами, поднимание на полу пальцы, приставные
шаги, прыжки – по VI, VI –II, упражнение «лыжник»
в разных ритмических рисунках. )

- Разогреть мышцы.
- формировать правильную
осанку при исполнении
движений.

- инструкция.

Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, - Обучить детей
- объяснение,
приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки в танцевальным движениям.
показ.
разных ритмических рисунках.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
Полька «Забава»

развивать
творческие - объяснение,
способности детей.
показ.
- Обучить детей
танцевальным движениям.

27

- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
Игра «Давайте потанцуем»

-развивать
фантазию.

Игра «Музыкальные змейки»

-развивать
воображение, - импровизация.
фантазию.
Формировать
умение - объяснение.
ориентироваться
в
пространстве.

Игра «одинокий путник»

Партерная гимнастика (упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения
выворотности
ног,
профилактики
плоскостопия.)

«Я хочу
танцевать»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием
колен. Перестроения - в рассыпную, шеренга, круг, в
пары, круг в круге, в рассыпную.)

воображение, - импровизация.

- формировать правильную
осанку.
- объяснение,
- повысить гибкость суставов, показ.
улучшить
эластичность
мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей
- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.

Разминка «Я танцую» (голова – ритмические - Разогреть мышцы.
покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки – - Учить правильной осанке
поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, при исполнении движений.
круговые движения, сгибание, разгибание пальцев

28

- показ,
инструкция.

рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в
локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и
обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в
стороны, повороты. Ноги – движения стопами,
поднимание на полу пальцы, приставные шаги,
переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II,
прыжок в повороте.)
Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг,
балансе, шаг глиссад, покачивание, поворот в паре,
кружения.
Вальс «Дружбы»

- Обучить детей
танцевальным движениям
вальса.
- Обучить детей
танцевальным движениям.
- Формировать пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.

Игра «Магниты»

- научить «чувствовать» пару. - инструкция.

Игра «Ромашки»

-развивать
воображение, - объяснение.
фантазию.
- развить быстроту реакции.

Игра «Бабочки»

Формировать
навык Объяснение,
«легкого шага»
импровизация.
-развивать
воображение,
фантазию.

Партерная гимнастика (упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения
выворотности
ног,
профилактики
плоскостопия.)

- формировать правильную
- объяснение,
осанку.
показ.
- повысить гибкость суставов,
улучшить
эластичность

29

- объяснение,
показ.
- объяснение,
показ.

Элементы
эстрадного
танца

«Давайте
построим
большой
хоровод»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием
колен, перескоки. Перестроения – две шеренги,
шторки, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.)

мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей.
- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.

Разминка «Зарядка» (подъем на полу пальцы, развить
приседания, наклоны, повороты туловища, махи движений.
согнутыми ногами, выпады –исполняются совместно
с движениями рук, головы.)
Танцевальная композиция
большой хоровод».

«Давайте

координацию - показ.
- инструкция.

построим - Обучить детей
танцевальным движениям.
- объяснение,
- Формировать пластику, показ.
культуру
движения,
их
выразительность.

Игра «Домики»

- Развить музыкальный слух,
выделять
начало - объяснение.
музыкальной фразы.

Игра «будь внимателен»

- развить внимание, быстроту
реакции.
- объяснение.
- развивать воображение,
фантазию.

30

Игра « А, ну-ка, покажи»

- развить артистизм.
- инструкция.

Партерная гимнастика (упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины и живота, для
улучшения
выворотности
ног,
профилактики
плоскостопия.)

3.2.
Раздел

Тема занятий

Вводное
занятие

«»Встанем,
дети, в круг

- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов, - объяснение,
улучшить
эластичность показ.
мышц и связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

Второй год обучения

Программное содержание
Приветствие. Основные правила поведения
танцевальном зале, правила техники безопасности.
Танцевально – ритмическая гимнастика «Я танцую»

Задачи

Методы и
приемы
в - Формировать общую культуру -беседа.
личности ребенка;
вспомнить,
закрепить - импровизация.
материал прошлого года.
- инструкция.

Танец «Кадриль, моя» (шаг с носка, легкий бег, - Формировать интерес к
"ковырялка", притопы, хлопки, кружения, приставные занятиям.
- инструкция.
шаги с приседанием)
- закрепить материал прошлого
года.
Танец-игра «Ку-чи-чи»

- Развить музыкальный слух и
чувства ритма.
- научить импровизировать.

Игра «Скорый поезд»

- инструкция.
- импровизация.

- Развить умение детей перестраивать с одного темпа - объяснение.
музыки на другой.
- импровизация.
31

- Учить строить рисунки танца.
развить
воображение,
фантазию.
- закрепить материал прошлого - импровизация.
года.

Игра «Давайте потанцуем»

Музыкально
ритмические
движения

«Осенняя
прогулка»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша,
галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен,
перескоки. Перестроения – две шеренги, шторки, круг,
четыре колонны, змейка, квадрат.)

- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.

Разминка «В осеннем парке» ( голова – ритмические
покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –
поднимание, опускание плеч – вместе, по одному,
круговые движения, сгибание, разгибание пальцев
рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в
локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и
обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в
стороны, повороты. Ноги – движения стопами,
поднимание на полу пальцы, приставные шаги,
переменный шаг в сторону, прыжки – по VI, VI –II,
прыжок в повороте.)

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.

- инструкция.

Шаг на полупальцах, приставные шаги, переменный - Обучить детей танцевальным
- объяснение.
шаг в сторону, подскоки, галоп, хлопки в разных движениям.
- показ.
ритмических рисунках, притопы.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.

32

Танец «Капризный зонтик»

- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.

Игра «Музыкальные змейки»

- научить ориентироваться в - объяснение.
видах танцевальных мелодий
(вальс, марш, полька.)
- Формировать умение слушать
музыку, понимать ее
настроение, характер,
передавать их танцевальными
движениями.

Игра «Заколдованный лес»

- объяснение.
- импровизация.

- развить чувство ритма.
Игра «Веселые капельки»
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного
формирования стопы.
«В гостях у
Белоснежки»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах, шаг
на пятках, приставные шаги, галоп, подскоки.
Перестроения – круг, диагонали, квадрат, четыре
колонны.)

33

- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.
- формировать правильное
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из

- инструкция.
- показ.
- объяснение.
- показ.
- инструкция.

одного рисунка в другой.
Разминка «Гномики» (голова – повороты в стороны,
наклоны вперед, в стороны, полукруг. Плечи –
поднимание вверх и опускание вниз, круговые
движения. Руки – круговые движения кистями рук,
сгибание и разгибание в локтевом суставе,
поднимание и опускание прямых рук. Корпус –
наклоны в стороны, вперед, повороты, «штопор».
Ноги – топающий шаг на месте, поочередное
поднимание пятки, «пружинка», приставные шаги.
Прыжки – по VI позиции ног, галоп в стороны,
подскоки на месте.)
Хлопки, притопы в разных ритмических рисунках,
синкопа, прыжки по ритмическим рисункам, галоп в
паре, движение «пятка носок» с наклоном корпуса,
подскоки в повороте.

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- инструкция.
- показ.

- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Развить чувство ритма.
- объяснение.
- инструкция.
- Формировать умение слушать - объяснение.
музыку, понимать ее
- импровизация.
настроение, характер,
передавать их танцевальными
движениями.

Танец «Есть на свете гномики»

Игра «Строим дом для гномиков»
Игра «Ведьма и Белоснежка»

- продолжать знакомить детей с

34

динамическими
оттенками - объяснение.
музыки (форте, пиано).

Игра «На лужайке»

- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов, - объяснение.
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку улучшить эластичность мышц и - показ.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного связок, нарастить силу мышц.
формирования стопы.
- укрепить здоровье детей.
«Лесные
приключения»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный в
сторону. Перестроения – круг, колонна, два круга,
«шторки», полукруг, «прочес», круг.)

- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.

Разминка «Лесные звери» (Голова– повороты головы,
круг головой, наклоны. Плечи – поочередное
поднимание и опускание, «по три с паузой», круговые
движения. Руки – открывание во II позицию и
закрывание в положение на талию, поочередное
поднимание и опускание рук – талия, плечи, вытянуть
вверх. Корпус – наклоны, повороты. Ноги – притопы –
одинарный, двойной, тройной. Поднимание колен,
полу присядка, «пирамидка».
Прыжки - по VI
позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте, с
поджатыми ногами.)

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- инструкция.

Переменный шаг вперед, простая дробная дорожка, - Обучить детей танцевальным
плавные движения руками, переступания с легким движениям русского танца.

- объяснение.
- показ.

35

ударом каблука.

Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- объяснение.
Формировать
пластику, - показ.
культуру
движения,
их
выразительность.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
- научить передавать заданный
образ.

Хоровод «Лебедушки»

- развить артистичность и
воображение.
- инструкция.
- научить слушать музыку, ее - импровизация.
характер, темп.
- научить импровизировать.

Игра «На лесной полянке»

- развить умение «держать»
круг и интервалы.
- инструкция.
эмоционально
разрядить
детей.
- объяснение.
- научить импровизировать.

Игра «Вдоль пруда»
Игра «Жучок-паучок»

- формировать правильную
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку осанку.
- объяснение.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного - повысить гибкость суставов, - показ.
формирования стопы.
улучшить эластичность мышц и

36

Детские
бальные
танцы

«Путешествие
в сказку»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный шаг,
галоп, подскоки. Перестроения – змейка, круг, две
колонны, четыре колонны, полукруг, «прочес»,
диагонали, полукруг.)

Разминка «Поле чудес» (Голова– повороты головы,
круг головой, наклоны. Плечи – поочередное
поднимание и опускание, «по три с паузой по
очереди», круговые движения. Руки – открывание во
II позицию и закрывание в положение на талию,
круговые движения кистями, в локтевом суставе,
прямых рук. Корпус – наклоны, повороты. Ноги –
отрывистый шаг на месте с носка на пятку,
поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы,
«пирамидка». Прыжки - по VI позиции ног, галоп в
стороны, подскоки на месте, с поджатыми ногами.)

связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.
- формировать правильное - инструкция.
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- инструкция.

Шаг польки, галоп, поскоки, положения в парах, - Обучить детей танцевальным
- объяснение.
перестроения в парах, кружения.
движениям русского танца.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям.
- объяснение.
Формировать
пластику, - показ.
культуру
движения,
их

Танец «Полька»

37

выразительность.
развить
движений.

координацию

Танец-игра «Джайв»

- показ.
- инструкция.

- развить артистичность.
Игра «Вот как мы умеем»

- инструкция.

Игра «Учитель и ученики»
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку
мышц, укрепления мышц спины, для правильного
формирования стопы.
Элементы
народного
танца

«Из
бабушкиного
сундучка»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах,
переменный шаг с носка на пятку и обратно,
пружинящий шаг, топающий шаг, переменный шаг,
галоп, подскоки, шаг польки. Перестроения – круг, две
колонны, две змейки, «прочес», полукруг, четыре
колонны.)

Разминка «Как у нашей бабушки» (Голова–
повороты головы, круг головой, наклоны. Плечи –
поочередное поднимание и опускание, круговые
движения. Руки – открывание во II позицию и
закрывание в положение на талию, положение рук
перед грудью, круговые движения локтями, сгибаниеразгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны,

38

- закрепить позиции рук, ног,
положение рук на талии.
- формировать правильную
осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей
- формировать правильное
исполнение
танцевальных
шагов.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- объяснение.
- объяснение.
- показ.

- инструкция.

- инструкция.

повороты. Ноги – поднимание на полупальцы с
опусканием в плие, поднимание колен, вытягивание и
сокращение стопы вперед и в сторону, «пирамидка».
Прыжки - по VI позиции ног, галоп в стороны,
подскоки на месте, «шаг лыжника».)
Поклон поясной, праздничный; простой дробный шаг,
беговой шаг, боковой ход припадание, «ковырялочка»,
«моталочка», скользящие одинарные хлопки, удары
по подошве сапога, дробная дорожка, дорожка в «три
ножки», «трилистник», «гармошка».

- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям русского танца.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
движениям русского танца.
- объяснение.
Формировать
пластику, - показ.
культуру
движения,
их
выразительность.

Танец «Бабушкин сундучок»

закрепить
материал.

пройденный

Игра «Кто запомнил лучше всех»

- импровизация.
развить
музыкальность,
чувство ритма.

Игра «Тик - так»

- объяснение.
- научить ориентироваться в
пространстве.

Игра «Шары и пузыри»

- объяснение.

- формировать правильную
осанку.
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку - повысить гибкость суставов, - объяснение,
мышц, укрепления мышц спины, для правильного улучшить эластичность мышц и - показ.
формирования стопы.
связок, нарастить силу мышц.

39

Детский
бальный
танец,
элементы
историко –
бытового
танца.

«Мы
собираемся на
бал»

- укрепить здоровье детей
Маршировка - шаг полонеза. Перестроения – круг, - формировать правильное - объяснение.
диагонали, колонна, через одного на полукруг, исполнение
танцевальных - показ.
«шторки», круг.
шагов.
- инструкция.
Формировать
умение
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Мы собираемся на бал» (Голова– повороты
головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное
поднимание и опускание, круговые движения. Руки –
открывание во II позицию и закрывание в положение
на талию, вытягивание рук вперед – на талию,
круговые движения локтями, сгибание-разгибание в
локтевом суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги
–поднимание на полупальцы с опусканием в плие,
поднимание колен, вытягивание и сокращение стопы
вперед и в сторону, приставные шаги. Прыжки - по
VI позиции ног, галоп в стороны, подскоки на месте,
по VI – II позиции ног.)
Вальсовая дорожка,
переходы в парах.

балансе,

правый

«Вальс цветов»
Менуэт

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- инструкция.

поворот, - Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,

40

культуру
движения,
выразительность.

«Навстречу к
солнцу»

их

Игра «Мы пойдем сначала вправо»

Формировать
ориентироваться
пространстве.

умение - инструкция.
в

Игра «Расточек»

- Развитие воображения,
фантазии, артистичности.

Игра «Ласточки, петухи и воробьи»

- развить чувство
музыкальность.

- импровизация.
ритма, - объяснение.
- показ.

Партерная гимнастика – упражнения на растяжку - формировать правильную
- объяснение.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного осанку.
- показ.
формирования стопы.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей
Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, - формировать правильное - инструкция.
переменный шаг с носка на пятку и обратно, исполнение
танцевальных
пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки. шагов.
Перестроения - квадрат, диагональ, круг, колонна, Формировать
умение
полукруг, круг в круге.)
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Весеннее настроение» (Голова– повороты
головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное
поднимание и опускание, круговые движения,
поднимание «по три раза». Руки – открывание во II

41

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно

- инструкция.

позицию и закрывание в положение на талию, исполнять движения.
круговые движения прямыми руками, круговые - научить передавать заданный
движения локтями, сгибание-разгибание в локтевом образ.
суставе. Корпус – наклоны, повороты. Ноги –
поочередное поднимание пяток, поднимание на
полупальцы с опусканием в плие, поднимание колен,
вытягивание и сокращение стопы вперед и в сторону,
приставные шаги.
Прыжки - по VI позиции ног,
галоп в стороны, подскоки на месте, по VI – II
позиции ног.)
- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
Пружинящее движение, пружинящее движение на движениям.
- показ.
шагах, основной ход танца «самба», «Виск», «самба- Формировать
пластику,
ход вперед», «соло-поворот», положение в паре.
культуру
движения,
их
выразительность.
- Обучить детей танцевальным
- объяснение.
движениям.
- показ.
Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.

Танец «Самба»

Формировать
умение - объяснение.
ориентироваться
в
пространстве.
развить
чувство
взаимопомощи,
бережное
отношение друг к другу.

Игра «Доведи меня»

- развить чувство
музыкальность.

Игра «Дождик»

ритма, - объяснение.
- инструкция.

- развить внимание и память.

42

- объяснение.

Игра «Повторяем движения»

Элементы
эстрадного
танца

«Веселая
карусель»

- показ.

- формировать правильную
- объяснение.
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку осанку.
- показ.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного - повысить гибкость суставов,
формирования стопы.
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.
Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, - формировать правильное - инструкция.
переменный шаг с носка на пятку и обратно, исполнение
танцевальных
пружинящий шаг, галоп, подскоки, шаг польки. шагов.
Перестроения - круг, квадрат, диагонали, два круга, Формировать
умение
«прочес», змейка, шахматный порядок.)
ориентироваться
в
пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в другой.
Разминка «Карусельные лошадки» (Голова– повороты
головы, круг головой, наклоны. Плечи – поочередное
поднимание и опускание, круговые движения,
поднимание «по три раза». Руки –поднимание и
опускание кисти, круговые движения прямыми
руками, круговые движения локтями, сгибаниеразгибание в локтевом суставе. Корпус – наклоны,
повороты. Ноги –поочередное поднимание пяток,
поднимание на полупальцы с опусканием в плие,
поднимание колен. Прыжки - по VI позиции ног,
галоп в стороны, подскоки на месте, бег на месте с
высоким подниманием колен.)

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Научить правильно
исполнять движения.
- научить передавать заданный
образ.

- инструкция.

Танцевальная композиция «Не детское время»

- Обучить детей танцевальным
движениям.

- объяснение.
- показ.

43

Формировать
пластику,
культуру
движения,
их
выразительность.
Игра «Дискотека»

- развить творческие
способности ребенка.

- объяснение.
- импровизация.

Игра «Раз, два»

- развить моторику.

- инструкция.
- показ.

Игра «Карусель»

- Формировать умение слушать - объяснение.
музыку, понимать ее
настроение, характер,
передавать их танцевальными
движениями.
- формировать правильную
Партерная гимнастика – упражнения на растяжку осанку.
- объяснение.
мышц, укрепления мышц спины, для правильного - повысить гибкость суставов, - показ.
формирования стопы.
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

44

5. Методическое обеспечение программы
5.1.Методические рекомендации по реализации программы
С первых минут занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у
них желание заниматься. Для этого следует

тщательно продумать

методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Прежде, чем заставить ребенка танцевать, нужно научить его красиво и
осознанно двигаться под музыку, научить связывать музыку с движением.
Для этого в занятия нужно включать простые, интересные упражнения, не
вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.
Движения показывает педагог. Надо следить, что бы дети не повторяли сразу
за педагогом, а внимательно следили за его исполнением. Обучение
движению начинается с его названия, показа, объяснения техники. Это
необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления
движений. Все новые движения необходимо изучать в «чистом» виде. Если
движение трудное и достичь его правильного исполнения сразу нельзя, то
изучают сначала элементы, подготовительные упражнения. Систематическое
повторение одного упражнения значительное число раз позволит добиться
лучшей техники исполнения. Но нужно помнить, что нельзя долго
задерживать внимание детей на одном упражнении, занятие не должно быть
моторным. Нужно разнообразить задания, что бы они всегда оставались
занимательными

для

воспитанников.

Для

обучения

танцам

детей

дошкольного возраста необходимо использовать игру. «Дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал
Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и
отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру
его

органическим

компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели,
требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда
игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом
даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.
45

Кроме танцевальных элементов на занятиях кружка дети знакомятся с
различными упражнениями связанные с отчетом ритма, что дает ребенку
возможность

безошибочно

начать

движение

на

указанную

долю

музыкального такта и развивает чувство музыкального ритма. Одним из
самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность
лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на
активность

мышц

лица.

И поэтому для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии
следует включать в занятия музыкальные этюды и игры. Целесообразно
включать в занятие импровизацию. В качестве музыкального оформления
лучше выбирать доступные для восприятия детей произведения. Они должны
быть разнообразными и качественными. Музыка подбирается к каждой части
занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.
На протяжении всех занятий,

особенно на их начальном этапах, очень

важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью
рекомендуются задания на укрепление мышц спины.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в
дошкольном

учреждении

возможно

только

при

использовании

педагогических принципов:
- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных
особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому
участнику кружка.)
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком
все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и
интенсивности нагрузок.)
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- игровой принцип (занятие стоится на игре.)
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованое
отношение ребенка к своим действиям.)
46

- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых
двигательных навыков.)
- принцип наглядности (практический показ движений.)
Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический
показ);
• объяснение методики исполнения движения;
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе
выученных движений, помогает развить танцевальность. Преодолевая
технические трудности, дети приобретают свободу сценического
поведения, проявляют свою индивидуальность.
5.2. Материально - техническое обеспечение программы
Для

успешной

реализации

программы

должны

способствовать

различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия,
концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение
концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы следующие
средства обучения:


Светлый и просторный зал.



Музыкальная аппаратура.



Тренировочная одежда и обувь.



Сценические костюмы.



Реквизит для танцев.

47

Список литературы
1. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей ред.
«Ритмическая мозаика»
2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва.«Айрис-пресс»
2000г.
3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005
4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для
красивого движения, Ярославль 2004
5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
6.Овчаренко Е., Cмолянинова Н. История и теория народносценического танца. – Барнаул, 2000.
7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца
«Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск
8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для
детей» Санкт – Петербург 2003г.
9.

Черемнова

Е.Ю.

Танцетерапия:

танцевально-оздоровительные

методики для детей — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».