ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ «ОБУЧАЛОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) Срок реализации 2 года Автор-составитель: Жонина Е.С., педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Пояснительная записка ........................................................................... 1.1. Актуальность программы ................................................................ 1.2. Цель и задачи программы ............................................................... 1.3. Организационно-педагогические условия...................................... 1.4. Планируемые результаты ............................................................... 2. Календарный учебный график ............................................................... 3. Учебный план .................................................................................... 3.1. Учебно-тематический план ……………………............................. 4. Методическое обеспечение..................................................................... 4.1. Методические рекомендации по реализации программы…… 4.2. Материально-техническое обеспечение……………………….. Список литературы ……………… ............................................................. 2 3 3 4 4 7 7 9 9 17 17 19 19 Пояснительная записка Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который является пособием по обучению дошкольников правильному чтению. 1.1. Актуальность программы Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. К овладению определенная первоначальными готовность сенсомоторной навыками и чтения требуется интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим индивидуальный подход. Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а также обучение букв расположено в определенном порядке: вначале знакомимся с гласными. Это буквы, которые могут "петь" А, У, О. Их проще соединять в слоги: АУ, УА и т.д. В конечном итоге ребенок должен без помощи других, водя пальчиком от одной буковки к другой, научиться читать слоги из 2-ух гласных. И только после знакомства с гласными - перебегаем к согласным. Для закрепления навыка слитного чтения слогов, на каждой страничке даны столбики слогов. Можно читать по вертикали, по горизонтали либо в разнобой читай, тренируй скорость чтения. Все слова, даже слова в текстах, разбиты на слоги, что упрощает процесс чтения. Материала для чтения в 3 букваре много и подобран он так успешно, что ребенок и не увидит, что читает уже без помощи других и понятно огромные «куски» текста. Дети овладевают слоговым и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения. Работа построена по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (то есть от простого к сложному), с учетом условий дошкольного учреждения. Педагогическая целесообразность. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: формирование запаса знаний, умений и навыков, создающих предпосылки для успешного перехода к обучению в начальной школе; научить чтению слогов. Задачи: 1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове. 2. Учить слитному чтению слогов, проводить анализ прочитанного. 3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. 4. Воспитывать интерес к чтению. 1.3 Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, магнитно – маркерная доска с набором букв, маркеры, 4 демонстрационная или индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки, звуковые и слоговые линейки, таблицы слогов и слов, «Азбука». Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. Для успешной реализации программы используются следующие методы работы: - словесные: беседа, рассказ, объяснение; - наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ; - практические: упражнения, игра, конструирование, рисование; - работа с книгой, слоговыми таблицами; Содержание курса Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.). Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность. Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. 5 Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв. Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей. Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 6 Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Принцип формирования групп – возрастной. Количество детей в группе – максимально 15 человек в соответствии с требованиями по охране жизни и здоровья детей; Сроки реализации дополнительной образовательной программы Срок реализации программы: 1 год Формы и режим занятий Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая. Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствием с СанПин длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста: 20–25мин. 1.4 . Планируемые результаты Воспитанники научатся: - различать понятия «звук», «буква»; - алфавит; - определять наличие и место заданного звука в слове; - анализировать звуковой состав слова; - определять количество слогов в слове, ударный слог; - уметь составлять слова из слогов; - иметь представление о предложении; - уметь выделять последовательность звуков в простых слова; - плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: - уметь пользоваться выразительными средствами языка; -уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка; - уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. 7 2. Календарный учебный график Календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МАДОУ детский сад №192 города Екатеринбурга, разработанным в соответствии: ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.; Федеральный государственный образовательный дошкольного образования. Утверждён стандарт приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также нормативными документами: Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2). Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28). Устав МАДОУ детский сад №192. Содержание Возрастная группа Старшая группа (5-6 лет) Количество возрастных групп в каждой параллели Сроки начала образовательной деятельности Выходные и праздничные дни Сроки окончания образовательной 3 Подготовительная к школе группа (6 -7 лет) 2 15 сентября 15 сентября 2023 года 2023 года В соответствии с законодательством 31 мая 31 мая 8 деятельности Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Продолжительность занятия Количество занятий в неделю Продолжительность перерыва между периодами занятий 2024 года 2024 года 35 недель 33 недель 5 дней 5 дней 25 минут 2 10 минут 25 минут 2 10 минут 3. Учебный план п/п Наименование ПОУ Старший дошкольный возраст с 5 до 6лет нед 1. Кружок «Развивалочка» 2 Старший дошкольный возраст с 6 до 7 лет количество занятий мес год нед 9 72 9 2 мес год 9 72 3.1. Учебно-тематический план № Занятия Тема занятия 1. Неречевые и речевые звуки. - учить определять источник и направление звука; - узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи; - отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса; - формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. Речевые звуки. Гласные и согласные звуки. - учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса; - учить передавать ритмический рисунок слова; -упражнять в различении на слух длинных и коротких слов; -дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии; -развивать фонематическое восприятие и фонематический слух. Гласные звуки. Звук А. Буква А. - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; -четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко; -знакомство с буквой А; -учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов; -формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А. Гласные звуки. Звук У. Буква У. - учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков; - учить определять наличие звук У в словах; -подбирать слова, в которых есть звук У; -закрепить знания об отличии звука и буквы; - знакомство с буквой У; - учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау. - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков. Гласные звуки. Звук О. Буква О. -формировать навык подбора слов со звуком О. -различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; - знакомство с буквой О; -читать знакомые буквы в строчку и в столбик; - упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки. Звук М. Буква М. -знакомство с буквой М; -из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М; -читать слоги и слова по таблицам. -отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах; - самостоятельно подбирать слова со звуком М. Звук С. Буква С. -знакомство с буквой С; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -учить определять первый и последний звук в словах; - учить отбирать картинки со звуком С; -определять место звука С в словах; -читать по таблице слоги и слова. 2. 3. 4. 10 Кол. часов 2 2 2 2 5. 6. 7. 8. 9. Учимся соединять буквы. -учить слиянию букв в один слог (АУ, УА); - учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес). Соединяем буквы, читаем слоги. - продолжать учить соотносить звук и букву; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас. Звук Х. Буква Х. - подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах; - выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Х; -из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х; -читать слоги и слова по таблицам. Звук Х. Буква Х. -учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО); - учить анализировать прочитанные слоги; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас. Звук Р. Буква Р. -учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов; - учить отбирать картинки со звуком Р; -определять место звука Р в словах; -знакомство с буквой Р; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. Звук Р. Буква Р. -четко произносить звук Р; -формировать навык подбора слов со звуком Р; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры. Звук Ш. Буква Ш. - -четко произносить звук Ш; -учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ш; -познакомить с буквой Ш; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; Соединяем буквы, читаем слоги. -учить отбирать картинки со звуком Ш; -определять место звука Ш в словах; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова; -развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику; -продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ. Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы. - различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков; -четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко; 11 2 2 2 2 2 10. 11. 12. -воспроизводить слоговые ряды; -учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков; -познакомить с буквой Ы; -упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки; -читать слоги и слова по таблицам. Звук Л. Буква Л. - четко произносить звук Л; -учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Л; продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры; -познакомить с буквой Л; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; Читаем слитно! - продолжать учить соотносить звук и букву; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас; - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Звук Н. Буква Н. -продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов; -самостоятельно подбирать слова со звуком Н; -знакомство с буквой Н; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; - читать слоги и слова по таблицам. Читаем слитно! - продолжать учить соотносить звук и букву; - сопоставлять букву и её графический образ; - развивать навык чтения слогов; - пополнять словарный запас; - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Читаем предложения с изученными буквами. -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н; -определять место звука Н в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Звук К. Буква К. -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); - читать слоги по таблице слогов; -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы; -знакомство с буквой К; - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик; 12 2 2 2 13. 14. 15. -самостоятельно подбирать слова со звуком К. Читаем предложения с изученными буквами. -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К; -определять место звука К в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Звук Т. Буква Т. 2 - четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков; -учить определять первый и последний звук в словах; - учить отбирать картинки со звуком Т; -определять место звука Т в словах; -знакомство с буквой Т; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;. -читать по таблице слогов. Гласные звуки. Звук И. Буква И. - четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко; -учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком И; -продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков; -учить отбирать картинки на звук И; -познакомить с буквой И. Читаем предложения с изученными буквами. 2 -продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И; -определять место звука И в словах (по картинкам); -учить узнавать изученные буквы; -читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы. Звук П. Буква П. - продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков; -учить выделять звук П в ряду звуков, слогов; -учить выделять последний глухой согласный звук; - знакомство с буквой П; -учить анализировать обратные слоги. Звук П. Буква П. 2 - продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П; - упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи; -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». Звук З. Буква З. -учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов; -познакомить с буквой З; -формировать навык подбора слов со звуком З; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры; 13 16. 17. 18. 19. Буквы З-С. -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Звук Й. Буква Й. - учить отбирать картинки со звуком Й; -определять место звука Й в словах; -знакомство с буквой Й; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова. Читаем предложения с изученными буквами. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; -игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение». Звук Г. Буква Г. -учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах; -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -познакомить с буквой Г; - читать слоги и слова по таблицам; -самостоятельно подбирать слова со звуком Г. Буквы Г-К. -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Звук В. Буква В. -учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В; -формировать навык подбора слов со звуком В; -учить отбирать картинки со звуком В; - знакомство с буквой В; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать по таблице слогов и слов. Читаем слитно! - игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву); - разучивание чистоговорок; - закрашивание картинок на определённый звук; - «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин». Звук Д. Буква Д. -учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах; -знакомство с буквой Д; -самостоятельно подбирать слова со звуком Д. -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам; -большая буква в начале предложения и в именах собственных. 14 2 2 2 2 20. 21. 22. 23. 24. Буквы Д-Т. -продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ; -обогащать словарный запас; -развивать навык чтения слогов; -продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Звук Б. Буква Б. - -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б; -определять место звука Б в словах ( по картинкам); -знакомство с буквой Б; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -большая буква в начале предложения; -читать слоги и слова по таблицам. Читаем предложения с изученными буквами. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение» Читаем предложения! -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. Звук Ж. Буква Ж. - учить отбирать картинки со звуком Ж; -определять место звука Ж в словах; -знакомство с буквой Ж; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. Буквы Ж-З, Ж-Ш. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; - чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. Буква Е. -знакомство с буквой Е; -читать обратные и прямые слоги, слова; - чтение предложений из двух-трёх слов; - составлять из букв разрезной азбуки слова. Читаем предложения с изученными буквами. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Буква Ь. -познакомить с буквой Ь; 15 2 2 2 2 2 25. 26. 27. 28. 29. -читать обратные и прямые слоги, слова; -составлять из букв разрезной азбуки слова; -чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Читаем предложения! - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Буква Я. - знакомство с буквой Я; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. Читаем текст! Вопросы по тексту. - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Буква Ю. - знакомство с буквой Ю; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. Буква Ё. - знакомство с буквой Ё; - читать обратные и прямые слоги, слова; - составлять из букв разрезной азбуки слова. Читаем предложения! - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Читаем предложения с изученными буквами. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. Звук Ч. Буква Ч. -четко произносить звук Ч; - учить отбирать картинки со звуком Ч; -определять место звука Ч в словах; - знакомство с буквой Ч; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. Читаем предложения с изученными буквами. -разучивание чистоговорок; -закрашивание картинок на определённый звук; - игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»; -чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения. Звук Э. Буква Э. -закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками; -четко произносить звук Э; -учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов; -формировать навык подбора слов со звуком Э; -продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов 16 2 2 2 2 2 30. 31. 32. различной звуковой структуры; - знакомство с буквой Э; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова. Звук Ц. Буква Ц. - учить отбирать картинки со звуком Ц; -определять место звука Ц в словах; - знакомство с буквой Ц; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова. Читаем предложения с изученными буквами (Ц-Ч). - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения. Читаем предложения с изученными буквами (Ц-С). - чтение предложений из двух-трёх слов; -учить анализировать прочитанные предложения Звук Ф. Буква Ф. - продолжать анализировать слоги и слова; -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф; - знакомство с буквой Ф; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать слоги и слова по таблицам. Звук Щ. Буква Щ. -учить отбирать картинки со звуком Щ; -определять место звука Щ в словах; - знакомство с буквой Щ; -упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; -читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова Буква Ъ. -дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам; -познакомить с буквой Ъ; -читать обратные и прямые слоги, слова; продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ; -учить читать слова с данной буквой; -формировать навыки правильного, осознанного чтения; - чтения слогов и слов с изучаемой буквой; -составлять из букв разрезной азбуки слова. Занятие-игра «Путешествие по Букварю». - повторить и закрепить пройденный материал. -подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом. 17 2 2 2 4. Методическое обеспечение 4.1.Методические рекомендации по реализации программы Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в группах, обучающихся одного возраста, являющихся основным составом кружка. Формы организации образовательной деятельности: – фронтальная; – групповая; – индивидуально–групповая. Форма образовательного процесса: занятие. Методы и приемы работы на занятиях Методы Приемы Наглядный Наблюдение, показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций, использование ТСО Практический Выполнение задания, оперативное стимулирование, регулирование, анализ результатов, игра, упражнения Словесный Объяснение, рассказ педагога и детей, чтение, словесные игры Проблемного обучения Создание проблемной ситуации, сравнение, обобщения, выводы из ситуации, постановка проблемных задач, исследование Игровой Создание игровой ситуации, обыгрывание игрушек, предметов, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы Средства обучения – тематический демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с используемыми в работе играми, индивидуальные листы заданий на каждого ребенка. Структура занятия: 1. Мотивационный момент. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность стимуляция интереса к ней. 18 Подведение детей к теме и задачам. Мотивирование детей на работу с помощью игровой или проблемной ситуации, создание благоприятной атмосферы для проведения занятия. Использование сюжетных героев, разминочных и логических таблиц, загадок. 2. Пальчиковые игры и задания. Подготовка детей к выполнению заданий, требующих использование письма. 3.Работа по теме занятия. Самостоятельная и совместная с воспитателем умственная и практическая деятельность. Последовательное выполнение логически связанных между собой 2-3 заданий по теме; 4. Физминутка; 5. Закрепление материала. Задание или дидактическая игра, помогающая закрепить полученные знания и умения. 6. Рефлексия. На данном этапе происходит оценка результатов деятельности на занятии, к которой привлекаются дети, возникновение положительных эмоций и удовольствия от проделанной работы 4.2 . Материально-техническое обеспечение программы 1) методические рекомендации для педагогов; 2) рабочие тетради для ребенка; 3) демонстрационный материал; 4) раздаточный материал. 19 Список литературы 1. Н.С.Жукова. Букварь: Учебное пособие. – Екатеринбург: «Издательский дом «Литер», 2014г. 2. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Учебное пособие «Учимся читать». ООО «Издательство АСТ», 2015 г. 3. Буквы едут в гости к нам. (Азбука). – Москва «АСТ-Пресс», 1996 г. 4.Т.Е.Ковригина, Р.Е.Шеремет. Занимательное обучение чтению. Комплексные занятия, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Изд.3-е.Волгоград: Учитель, 2016. 20