ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РУКОДЕЛЬНИЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-7 ЛЕТ) Срок реализации 3 года Автор-составитель: Колясникова И.В., педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Пояснительная записка ........................................................................... 1.1. Актуальность программы ................................................................ 1.2. Цель и задачи программы ............................................................... 1.3. Организационно-педагогические условия...................................... 1.4. Планируемые результаты ............................................................... 2. Календарный учебный график ............................................................... 3. Учебный план .................................................................................... 3.1. Учебно-тематический план первый год обучения............................ 3.2. Учебно-тематический второй год обучения.................................... 3.3. Учебно-тематический план третий год обучения.............................. 4. Содержание программы ......................................................................... 4.1. Первый год обучения ...................................................................... 4.2. Второй год обучения ....................................................................... 4.3. Третий год обучения ....................................................................... 5. Методическое обеспечение ................................................................... 5.1. Методические рекомендации по реализации программы …..… 5.2. Материально-техническое обеспечение ....................................... Список литературы ……………… ............................................................. 2 3 3 5 5 7 9 11 11 11 12 13 13 15 17 19 19 21 24 Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. 1.1. Актуальность программы Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Педагогическая целесообразность. У детей дошкольного возраста всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественной деятельности, необходимые для дальнейшего развития их творчества. Становление их мышления и особенно такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. Встреча детей с природой расширяет их представление об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов. Отличительная особенность программы. Данная программа позволит расширить круг знаний по декоративно-прикладному искусству в техниках лепка, коллаж, бумагопластика, оригами. Дети приобретут знания и умения основ оформительской деятельности. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впослед3 ствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, исследовать, рассматривать необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время педагог имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку педагога на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения и использование различных материалов и техник исполнения. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством обучения основам декоративно-прикладного искусства. Задачи: Образовательные: -обучить основам декоративно-прикладного искусства. Развивающие: -развить образное и пространственное мышление, творческую активность, фантазию, изобретательность, любознательность, развить личность ребенка. 4 -развить сенсомоторику, мелкую моторику рук, совершенство координации движений, гибкость, точность в выполнении действий, техническое и логическое мышление, глазомер. Воспитательные: -воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, формировать первоначальные представления о мире профессий. - воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение, внимание. Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: бумагопластика (аппликация), коллаж, лепка, изделия из бумаги, оформительская деятельность. Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей 4-6 лет. 1.3. Организационно-педагогические условия Программа предполагает обогащение эстетического развития ребенка новыми средствами и способами эстетической, творческой деятельности. Основные принципы реализации программы следующие: 1. Тематический принцип планирования учебного материала, отве- чающего задачам нравственного и художественно-эстетического воспитания дошкольников. 2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3. Принцип диалогичности. Диалогичность предполагает развитие личности ребенка в условиях взаимодействия с другими людьми: родителями, воспитателями, сверстниками, с которыми происходит обогащение опыта посредством различных способов деятельности, ценностных ориентаций и т. д. 4. Единство творчества, воспитания и обучения. 5. Направленность содержания обучения на активное развитие у детей эмоционально-эстетического отклика на красоту окружающего мира. 5 Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Принцип формирования групп – возрастной. Первый год обучения – дети четырех-пяти лет, второй год обучения – дети пяти-шести лет, третий год обучения дети шести-семи лет; Количество детей в группе – максимально 10 – 15 человек в соответствии с требованиями по охране жизни и здоровья детей; Сроки реализации дополнительной образовательной программы Срок реализации программы: 3 года, каждый год обучения – 64часа. Формы и режим занятий Формы организации работы групповая, индивидуально-групповая. Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц); в соответствием с СанПин длительность занятия для детей старшего дошкольного возраста: 25 – 30 мин., среднего дошкольного возраста: 20 мин. 1.4. Раздел 1 год обучения Раздел 1. Бумагопластика. (аппликация) Планируемые результаты Знать Правила выполнения работ из бумаги, с использованием различных инструментов и оборудования. Первоначальные сведения о коллаже. Раздел 3. Лепка Все о лепке. и из пластилина и Правильное соленого теста. последовательное выполнение работы. Раздел 2. Коллаж. Уметь Контролирующая система Владеть начальными Выполнение трудовыми умениями под и руководством навыками педагога. художественной обработки различных материалов из бумаги. Правильно подбирать Итоговое материалы для рабо- контрольное ты и компоновать их. занятие Лепить простые раз- Практическая личные фигуры. работа 6 Раздел 4. Изделия из бумаги и картона. 2 год обучения Раздел 1. Бумагопластика. (аппликация) Раздел 2.Кол лаж. Раздел 3. Лепка из соленого теста. Раздел 4. Изделия из бумаги и картона. Раздел 5. Оригами Раздел 6. Оформительская деятельность. 3 год обучения. Раздел 1. Бумагопластика. (аппликация) Техники складывания картона и бумаги. Термины: монохромно сть (одноцветный); Полихромность (многоцветный). Термины: флористика, природные материалы. Термины: фактура, секреты фактуры. Складывать, резать Практическая картон или бумагу. работа. Держать правильно ножницы и вырезать по линии карандаша. Вырезать силуэты простых деталей. Уметь подбирать различные материалы для работ. Уметь самостоятельно подготавливать тесто и подбирать необходимые материалы для работы. Термины: ци- Вырезать, складылиндр, конус. вать, клеить, распиГеометрические сывать изделие. тела. Термин «орига- Уметь складывать из ми». Простые целого листа бумаги методы сгибания простые детали. бумаги. Термины: инте- Уметь создавать дирьер, экстерьер, зайн изделия и украдизайн. шать интерьер. Владеть начальными трудовыми умениями и навыками художественной обработки различных материалов из бумаги; Термины: эмблема, фон, основные цвета. Практическая работа Итоговое контрольное занятие. Выставка. Итоговое контрольное занятие Практическая работа. Выставка. Практическая работа. Практические занятия. Подбирать самостоя- Выставка тельно цвет бумаги и бот. выполнять задание. Начальные сведения о термине композиция. 7 ра- Раздел 2.Коллаж. Что такое природный материал. Виды природного материала Раздел 3. Лепка из соленого теста. Правила изделия. Раздел 4. Изделия из бумаги и картона. Термины: трафарет, фактура, основа. сушки Термин «оригами». Сложность выполнения. Раздел 6. Офор- Первоначальные об мительская дея- сведения оформительской тельность. деятельности. Раздел 5. Оригами. Самостоятельно находить природный материал. Уметь с ним работать. Различать виды природного материала С помощью педагога расписывать свое изделие. Выполнять работу до конца. Вырезать простые и сложные детали. Уметь правильно располагать детали на основе. С помощью педагога выполнять задание до положительного результата. Выполнять самостоятельно отдельные виды работ. 8 Практическая и теоретическая работа. Лепить, наносить трафаретные рисунки и вырезать. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 2. Календарный учебный график Календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в МАДОУ детский сад №192 города Екатеринбурга, разработанным в соответствии: ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также нормативными документами: Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2). Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года № 28). Устав МАДОУ детский сад №192. Содержание Количество возрастных групп в каждой параллели Сроки начала образовательной деятельности Выходные и праздничные дни Сроки окончания образовательной деятельности Возрастная группа Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная к школе группа (6 -7 лет) 2 3 3 15 сентября 15 сентября 15 сентября 2023 года 2023 года 2023 года В соответствии с законодательством 31 мая 31 мая 31 мая 2024 года 2024 года 2024 года 9 Продолжительность учебного года Продолжительность учебной недели Продолжительность занятия Количество занятий в неделю Продолжительность перерыва между периодами занятий 35 недель 35 недель 35 недель 5 дней 5 дней 5 дней 25 минут 25 минут 25 минут 2 2 2 10 минут 10 минут 10 минут 3. Учебный план п/п 1. Наименование ПОУ Кружок по художественному развитию «Рукодельница» Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет нед мес 2 8 10 Старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет количество занятий год нед мес 64 2 8 год 64 3.1. Учебно-тематический план 1-й год обучения № п/п Наименование разделов и тем 1 1. Вводное занятие Раздел. Бумагопластика. (аппликация) 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 4. Тема. Обрывная аппликация из цветной бумаги. Тема 2. Аппликация. Вырезание из цветной бумаги. Раздел. Коллаж. Тема. Коллаж из природного материала Тема. Коллаж из сушеных листьев. Тема. Коллаж из круп ,зерен и обрезных нитей Раздел. Лепка. Тема. Лепка из пластилина. Тема. Лепка из соленого теста. Раздел. Изделия из бумаги и картона. 4.1. 4.2. Тема. Вырезание по трафарету. Тема. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). 4.3. Тема. Изготовление открыток (вырезание). Итого: Количество часов 1 15 4 11 20 10 4 6 17 9 8 14 2 7 5 64 Учебно-тематический план 2-й год обучения № п/п 1 1 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. Наименование разделов и тем Вводное занятие Раздел. Бумагопластика. (аппликация) Тема. Обрывная аппликация из цветной бумаги. Тема. Симметричное вырезание из цветной бумаги и картона. Раздел. Коллаж. Тема 1 .Коллаж из природного материала Тема. Коллаж из сушеных листьев. Тема. Коллаж из круп, зерен и обрезных нитей Раздел. Лепка. Тема. Лепка из пластилина. 11 Количество часов 1 12 6 6 14 7 3 4 20 4 3.2. 4. Тема. Лепка из соленого теста. Раздел. Изделия из бумаги и картона. 16 12 4.1. Тема 1. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). Тема 2. Изготовление открыток (вырезание). 6 4.2. 5. Раздел. Оригами. 5.1 Тема. Оригами. 6. Раздел. Оформительская деятельность. Итого: 6 2 2 3 64 Учебно-тематический план 3-й год обучения № п/п Наименование разделов и тем 1 1. Вводное занятие Раздел 1. Бумагопластика. (аппликация) 1.1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. Тема 1 .Аппликация. Вырезание из цветной бумаги. Раздел 2. Коллаж. Тема 1. Коллаж из природного материала Тема 2. Коллаж из сушеных листьев. Тема 3. Коллаж из круп ,зерен и обрезных нитей Раздел 3. Лепка из пластилина и соленого теста. Тема 1. Лепка из пластилина. Тема 2. Лепка из соленого теста. Раздел 4. Изделия из бумаги и картона. Тема 1. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). Тема 2.Изготовление открыток (вырезание). Раздел 5.Оригами. 4.2. 5 5.1 Тема 1.Оригами. 6. Раздел 6. Оформительская деятельность. Итого: 12 Количество часов 1 8 8 12 8 2 2 18 6 12 8 4 4 4 4 13 64 4. Содержание программы 4.1. Первый год обучения Раздел. Бумагопластика (аппликация) Тема 1. Обрывная аппликация из цветной бумаги. Технология изготовления из целого листа бумаги деталей для аппликации. Ознакомление с цветной бумагой, инструментами и порядком выполнения аппликации. Возможные детали для аппликации. Практическая часть. Изготовление детьми с помощью педагога аппликаций по следующим темам: «Цветочек», Кораблик». Тема 2.Аппликация. Вырезание из цветной бумаги. Ознакомление с цветной бумагой. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций. Практическая часть. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги по темам: «Петушок», «Желтый цыпленок», «Первый снег», «Елочки», «Узоры на окне», «Машина», «Подсолнухи», Флажки», «Дворняжка». Раздел 2. Коллаж Тема 1. Коллаж из природного материала. Понятие «природный материал». Оборудование, материалы, инструменты. Знакомство с техникой выполнения коллажа. Практическая часть. Выполнение коллажа из шишек, хвои, орехов, желудей на заданную тему: «Колос», «Зайка», «Снеговик», «Ежик», «Чебурашка». Тема 2. Коллаж из сушеных листьев. Ознакомление с природными материалами : сушеные листья и семена клена. Изучение последовательности работы. Практическая часть. Последовательное выполнение работы под руководством педагога по темам: «Полянка», «Деревья», «Березовая роща». Тема 3. Коллаж из круп, зерен и обрезных нитей. Ознакомление с различными сортами и видами круп, зерен. Классификация нитей( шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические). Оборудование. Технология изготовле13 ния коллажа. Практическая часть. Выполнение работы с помощью педагога по темам: «Пейзаж», «Бабочка», «Снежные елки», «Шар». Раздел 3. Лепка Тема 1. Лепка из пластилина. Изучение понятий: лепка, пластилин, стек, трафарет, прищипывание, скатывание, сплющевание. Ознакомление с техникой безопасности при работе со стеком. Оборудование, материалы, инструменты. Практическая часть. Выполнение работы ,с использованием стека и трафарета. Работа педагога с детьми по темам: «Шар,валик,конус», « Колобок», овощи по выбору, « Груша, яблоко, лимон», «Танк». Тема 2. Лепка из соленого теста. Понятие: соленое тесто, раскатывание, оттягивание, заглаживание, разрезание. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Практическая часть. Изготовление изделий по трафарету «Грибочки», «Ежик», «Цветы», «Жучки». Раздел 4. Изделия из бумаги и картона Тема 1. Вырезание по трафарету. Ознакомление с понятиями: трафарет, картон, цветной, складывание, склеивание, вырезание. Оборудование, материалы, инструменты. Практическая часть. Вырезание изделий по трафарету. Выполнение задания под руководством педагога по темам: «Трафаретные рисунки». Тема 2. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). Ознакомление с картоном. Изучение различных приемов работы с картоном. Обучение простого складывания и вырезания картона. Практическая часть. Вырезание, складывание простых изделий. Выполнение задания с помощью педагога в игровой форме. «Зооконструктор», «Мышонок». Тема 3. Изготовление открыток (вырезание). Знакомство детей с понятием открытка, цвет, фон. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога, по наглядному изображению на темы: «Открытка маме», «Открытка папе». Итоговые занятия. Закрепление пройденного материала, повторение изучаемых терминов. Практическая часть. Выставка работ. 14 4.2. Второй год обучения Раздел. Бумагопластика (аппликация) Тема1. Обрывная аппликация из цветной бумаги. Технология изготовления из целого листа бумаги деталей для аппликации. Ознакомление с цветной бумагой, инструментами и порядком выполнения аппликации. Возможные детали для аппликации. Практическая часть. Изготовление детьми с помощью педагога аппликаций по следующим темам: «Насекомые». «Страна насекомых», «Ромашки», «Аквариум», «Ландыши», «Теремок». Тема2. Аппликация. Вырезание из цветной бумаги. Ознакомление с цветной бумагой. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций. Практическая часть. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги по темам: «Белые лебеди», «Фламинго», «Буренка», Раздел. Коллаж Тема1 .Коллаж из природного материала. Понятие «природный материал». Оборудование, материалы, инструменты. Знакомство с техникой выполнения коллажа. Практическая часть. Выполнение коллажа из шишек, хвои, орехов, желудей на заданную тему: «Дед мороз», «Змейка», «Черепаха», «Лебедушка» Тема2. Коллаж из сушеных листьев. Ознакомление с природными материалами : сушеные листья и семена клена. Изучение последовательности работы. Практическая часть. Последовательное выполнение работы под руководством педагога по темам: «Аист», «Ветка дерева», «Лодочка». Тема3. Коллаж из круп, зерен и обрезных нитей. Ознакомление с различными сортами и видами круп, зерен. Классификация нитей ( шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические). Оборудование. Технология изготовления коллажа. Практическая часть. Выполнение работы с помощью педагога по темам: «Зима», «Тюльпаны». 15 Раздел. Лепка Тема 1. Лепка из пластилина. Изучение понятий: лепка, пластилин, стек, трафарет, прищипывание, скатывание, сплющевание. Ознакомление с техникой безопасности при работе со стеком. Оборудование, материалы, инструменты. Практическая часть. Выполнение работы, с использованием стека и трафарета .Работа педагога с детьми по темам: «Домик», «Малинка», «Кактус», «Новогодняя елка». Тема2. Лепка из соленого теста. Понятия: соленое тесто, раскатывание, оттягивание, заглаживание, разрезание. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Практическая часть. «Осенние листики», «Бусы», «Мордочка кошки», «Мордочка собаки», «Снежинки», «Новогодняя игрушка», «Медвежата», «Совушки». Раздел. Изделия из бумаги и картона Тема1. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). Ознакомление с картоном. Изучение различных приемов работы с картоном. Обучение простого складывания и вырезания картона. Практическая часть. Вырезание, складывание простых изделий. Выполнение задания с помощью педагога в игровой форме на темы: «Бегемот», «Веселый грибок». Тема2. Изготовление открыток (вырезание). Знакомство детей с понятием открытка, цвет, фон. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога, по наглядному изображению на темы: по выбору цветы, листья, «Открытка маме к 8 марта», «Открытка папе». Раздел. Оригами Тема1. Оригами Ознакомление с понятием «оригами». Изучение техники выполнения оригами. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога: складывание бумаги, головоломка. Раздел. Оформительская деятельность Ознакомление с понятием оформительская деятельность. Правила оформления выставочных работ. Понятия: паспарту, рамка, роспись. Прак16 тическая часть. Выполнение задания с помощью педагога на темы: «Цветная коробочка», рамка из зерен, рамка из салфеток. Итоговые занятия. Закрепление пройденного материала, повторение изученных терминов. Практическая часть. Выставка работ. 4.3. Третий год обучения Раздел 1. Бумагопластика (аппликация) Тема1. Аппликация. Вырезание из цветной бумаги. Ознакомление с цветной бумагой. Знакомство обучающихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликаций. Практическая часть. Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги по темам: «Жуки», «Утенок», «Ночной Пейзаж», «Попугай». Раздел 2. Коллаж Тема 1. Коллаж из природного материала. Понятие: природный материал. Оборудование, материалы, инструменты. Знакомство с техникой выполнения коллажа. Практическая часть. Выполнение коллажа из шишек, хвои, орехов, желудей на заданную тему: «Старичек-лесовичек», «Козленок», «Деревья», темы по выбору. Тема 2. Коллаж из сушеных листьев. Ознакомление с природными материалами: сушеные листья и семена клена. Изучение последовательности работы. Практическая часть. Последовательное выполнение работы под руководством педагога по темам: «Настроение», Закладки для книг. Тема 3. Коллаж из круп, зерен и обрезных нитей. Ознакомление с различными сортами и видами круп, зерен. Классификация нитей (шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические). Оборудование. Технология изготовления коллажа. Практическая часть. Выполнение работы с помощью педагога по темам: «Кораблик». «Абстракция». 17 Раздел 3. Лепка Тема 1. Лепка из пластилина. Изучение понятия: лепка, пластилин, стек, трафарет, прищипывание, скатывание, сплющевание. Ознакомление с техникой безопасности при работе со стеком. Оборудование, материалы, инструменты. Практическая часть. Выполнение работы, с использованием стека и трафарета. Работа педагога с детьми по темам: «Машинка», «Снежная семья», «Крабы», «Вертолет», свободные темы. Тема 2. Лепка из соленого теста. Понятие: соленое тесто, раскатывание, оттягивание, заглаживание, разрезание. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Практическая часть. «Осень», «Гусеница на капусте», «Орнамент», «Рыбки в сети», «Снежинка на елку», «Солнечное». Раздел 4. Изделия из бумаги и картона Тема 1. Объемные изделия из бумаги (складывание, склеивание). Ознакомление с картоном. Изучение различных приемов работы с картоном. Обучение простого складывания и вырезания картона. Практическая часть. Вырезание, складывание простых изделий. Выполнение задания с помощью педагога в игровой форме на темы: «Забавный человек», «Птицы» Тема 2. Изготовление открыток (вырезание). Знакомство детей с понятием открытка, цвет, фон. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога, по наглядному изображению на темы: по выбору цветы, листья, «Открытка к 8 марта», «Открытка к 23 февраля». Раздел. Оригами Тема 1. Оригами. Ознакомление с понятием: оригами. Изучение техники выполнения оригами. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога «Квадрат», «Звезда». Раздел. Оформительская деятельность Ознакомление с понятием оформительская деятельность. Правила оформления выставочных работ. Понятия: паспарту, рамка, роспись, облепливание, объем, декорирование. Практическая часть. Выполнение задания с помощью педагога на темы: баночка из соленого теста - «Ромашка», баночка 18 из салфеток -«Очарование», рамка из зерен, рамка из лапши, салфетка из ткани-«Мороз». Итоговые занятия. Практическая часть. Выставка работ. 19 5. Методическое обеспечение 5.1.Методические рекомендации по реализации программы Основной формой организации образовательного процесса является занятие. Занятие состоит из этапов: - организационный момент; - подготовительный; - основной; - итоговый; - рефлексивный. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности детей: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы) коллективное выполнение работ для выставки. Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие, как: - занятие-игра; - занятие-соревнование, - занятие-фантазия; - занятие-экскурсия. В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ. Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др.), который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художе20 ственного слова, музыки, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе. Важное место в программе отводится ознакомлению с древнерусской культурой, с обычаями и традициями сохранившимися до наших дней, с народными промыслами, ибо приобщение к традициям своего народа, обращение к его корням и истокам играет большую роль в формировании личности. Методы обучения, используемые на занятиях: 1. Словесные: объяснение, диалог, рассказ, беседа, консультация. 2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; демонстрационные материалы (образцы изделий). 3. Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; занятия на природе; декоративно-прикладное искусство: знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение народных промыслов; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение. 4. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческая работа воспитанников. Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. При актуализации цели и задач занятия по изучению нового материала используются приемы технологии диалога. Проектирование учебной диалогической среды позволяет эмоционально мотивировать ребенка на восприятие нового материала. Ключевая фраза, интересная реплика включает ребенка в диалог. Программа предлагает такие приемы диалоговой технологии, как беседа, система вопросов, прослушивание музыкальных и литературных произведений, которые позволяют создать атмосферу открытости и психологической комфортности. Следуя принципу равноправного общения с воспитанниками, можно добиться большего раскрепощения ребенка, активизиро21 вать мышление и творческий потенциал, развивать умение слушать, формулировать и высказывать свое мнение, воспитывать уважение к собеседнику. Групповая форма организации познавательной деятельности оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания. Работа в группах способствует развитию коммуникативных качеств, повышает активность, самооценка, познавательный интерес. Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнениеигру «Что произойдет». В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие миниспектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку. Ведущую роль в развитии личности играет практическая деятельность, которая формирует трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении цели. Развитие творческого и познавательного интереса у воспитанников не возможно без использования рефлексии. Осмысление и переосмысление содержания знаний и личных переживаний приводят ребят к осознанной деятельности. 5.2. Материально-техническое обеспечение программы Занятия объединения должны проводиться в светлом, просторном и хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен иметь стол и набор необходимых материалов и инструментов. Необходим шкаф для хранения незаконченных изделий, материалов и инструментов, методической и дидактической литературы и стенды для размещения образцов. 22 Материалы и инструменты № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Наименование материалов и инструментов Материалы Мука (высший сорт) Соль (экстра) Клей ПВА Клей обойный (сухой) Клей «Момент» Крахмал (картофельный) Пищевые красители Бесцветный лак для столярных работ Фольга (0,30м*10м) Наждачная бумага (лист 0,2м*0,2м) Канцтовары Краски акварельные Краски гуашь Цветные чернила Карандаши простые Карандаши цветные Картон Бумага для выполнения работ в технике папье-маше Альбом для рисования Оборудование и инструменты Духовка электрическая Миксер Кастрюля для вымешивания теста Скалка Противень Настольные весы Кисти для клея Кисти для рисования Кисть для смачивания теста Зубочистки Подставка для лепки Проволока для изготовления каркасов Стакан для воды Стакан для муки Формочки для вырезания теста Фактурные пуговицы, штампики Насадки для кондитерского шприца Чесноковыжималка Ситечко Линейка Салфетка для рук Ножницы большие Ножницы маникюрные Ножи пластмассовые, стеки 23 Кол - во 5 кг 5 кг 500мл 1 кг 1 тюбика 1 кг 10 упаковок 500 мл 3 рулона 5 листов 2 коробки 2 коробки 1 упаковка 1 коробка 1 коробка 2 набора 5 рулонов 2 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 5 шт. 1 шт. 1 упаковка 1 шт. 10 м 1 шт. 1 шт. 10 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 2 шт. Список литературы 1. Баймашова В.А. Как научить рисовать – 2. Цветы, ягоды, насеко- мые. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 32с. 2. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 48с. 3. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Средняя группа. / Авт.-сост. И.В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с. 4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. / Сост. Штейнле Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128с. 5. Аппликация. Старшая и подготовительная группы. / Авт.-сост. Т.М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с. 6. Халезова Н.Б. декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с. 7. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48с. 8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с. 9. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48с. 10. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятель- ность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 11. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Младшая группа. / Автор-сост. О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: пла- нирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2010. – 208 с. 24 13. Лыкова И.А. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРКПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 14. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с. 15. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64 с. 16. Давыдова Г.Н. Пластинография. Цветочные мотивы. – М.: Изда- тельство «Скрипторий 2003», 2013. – 72 с. 17. Давыдова Г.Н. Пластинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 88 с. 18. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Не- традиционные техники. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 20003, 2016. – 112 с. 19. Давыдова Г.Н. Поделки из спичечных коробков. – М.: Издатель- ство «Скрипторий 2003», 2011. – 56 с. 20. Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. – М.: Издатель- ство «Скрипторий 2003», 2012. – 48 с. 21. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Изда- тельство «Скрипторий 2003», 2013. – 32 с. 22. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 48 с. 23. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 64 с. 24. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике - 3. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 48 с. 25. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2015. – 32с. 25