Выявление и сопровождение детей дошкольного возраста с признаками одаренности
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано
с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного
возрождения.
Современная социокультурная и образовательная ситуация выдвинула в качестве
приоритетной проблему ранней диагностики одаренности детей. Создание
оптимальных условий для воспитания и образования одаренных детей решает насущную
задачу формирования творческого потенциала общества. Под одаренностью понимают
высокий уровень развития
способностей детей, позволяющий ему достигать успехов в определенных областях деятельности.
К группе одаренных детей могут быть отнесены дети среднего и старшего дошкольного возраста, которые имеют более высокие
по сравнению с большинством интеллектуальные способности; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая
скорость развития интеллектуальной и
творческой сфер, глубина и нетрадиционное мышления.
Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей. Оценка способностей ребенка
дает возможность в основном увидеть
наличие одаренности и определить степень ее выраженности.
Способности- это такие психические качества, которые присущи людям в равной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют- развиваются и проявляются в человеческой
деятельности. От них зависит успешность овладения
разными видами деятельности и возможностью достижения того или иного уровня успешности в их
осуществлении.
Три условных категории одаренности:
1. Дети с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного развития при прочих
равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки.
3. Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами.